Муниципальный архив города Ярославля

 

Фотовыставка

«Архитектурное наследие XVII века в цифровой фотографии»

 

         Богат и многолик Ярославль памятниками архитектуры.  Центральная часть города пестрит красотой, созданной в XVII веке. Середина века - культурный расцвет каменного строительства храмов - богатство ярославской архитектуры. Некоторые из них утратили свое функциональное назначение, но по сей день достойно предстают нашему взору как памятники архитектуры и искусства.                                                         

         На 2022 год выпадают юбилейные даты, связанные с началом или окончанием  создания некоторых из них.

         Так, 375 лет прошло  с начала строительства церкви Ильи Пророка.

 

Ф.284. Оп.2. Д.19

         Находится храм в сердце города - на Советской площади.  В 1647 году началось строительство церкви на средства ярославских купцов гостинной  сотни Аникея и Нифантия Скрипиных. Памятник архитектуры представляет собой четырехстолпное сооружение, увенчанное пятью главами куполов на световых барабанах, обстроен приделами и галереями на подклетах. У северо-западного угла галереи находится шатровая колокольня. Западная галерея, продолжающая северную, заканчивается приделом Положения ризы, который представляет собой  выдающийся образец каменного шатрового зодчества. Завершение шатрами приделов и колоколен - отличительная черта ярославского зодчества, ярко проявившаяся в архитектуре церкви Ильи Пророка. Живописное наружное убранство храма достается скупыми средствами: стены основного объема чистые, расчленены лопатками, украшением крылец и галерей стали ширинки-кессоны, окна галерей и приделов украшают наличники с килевидными завершениями. Мировую известность получила стенопись храма, выполненная в 1680-1681 годах костромскими и ярославскими мастерами под началом Гурия Никитина. Храм Ильи Пророка, по регулярному плану Ярославля 1778 года, стал градостроительным центром с разбитой перед ним площадью административных учреждений.

         В 1657 году в Ярославле был заложен храм Михаила Архангела, окончено строительство в 1682 году.  

 

Ф.284. Оп.2. Д.54

                  Находится церковь на Которосльной набережной недалеко от стен Спасо - Преображенского монастыря. Разнохарактерность в облике храма сказалась из-за длительного периода при строительстве. С храмами первого периода ярославской архитектуры его роднят подклет, северный придел в виде башни, крыльцо. Особенно интересно крыльцо с «ползучими» арками, оно сохранилось до наших дней в первозданном виде. Ширинки внешних стен крыльца украшены муравлеными и цветными изразцами. Крупные главы и четырехскатная крыша и ряд декоративных кокошников под ней свидетельствуют о позднем времени. Среди остальных ярославских храмов церковь Михаила Архангела выделяется высотой - 35 метров до яблока средней главы.

 

Ф.284. Оп.2. Д.53

         Каменный храм был построен на месте деревянного. Рядом проходил крепостной вал, возможно, поэтому церковь и была названа во имя Михаила Архангела - покровителя воинов.

            350 лет назад, в 1672 году завершено строительство церкви Спаса на Городу.

 

Ф.284. Оп.2. Д.24

         В то далекое  время стояла на Торговой площади недалеко от городских стен, откуда и получила свое необычное название. Строилась на средства прихода. Спасская церковь лишена подклета и увенчана огромным пятиглавием, поэтому и кажется приземистой. С северной стороны к основному объему примыкает колокольня и шатровый придел, с  южной - придел, с западной - паперть.

 

Ф.284. Оп.2. Д.56 Ф.284. Оп.2. Д.58

         Памятник был расписан в 1693 году ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Храм Спаса на Городу сильно пострадал во время белогвардейского мятежа, был капитально реставрирован в 1960-е годы.

         В том же 1672 году завершилось строительство летней  церкви Николы Мокрого, что находится на улице Чайковского. Построена церковь «купцами гостиной сотни Астафием Лузиным и Андреем Леминым да посадскими людьми Федором Выморовым и Степаном Тарабаевым».

 

Ф.284. Оп.2. Д.49

         Памятник знаменит изразцовыми наличниками алтарных окон и богатейшей изразцовой отделкой входного притвора, пристроенного к церкви в 90-х  годах XVII столетия, когда увлечение изразцами в Ярославле стало всеобщим.

 

Ф.284. Оп.2. Д.51

         Внутренность церкви расписана артелью ярославских мастеров с участием нескольких костромичей во главе с Гурием Никитиным.

         345 лет прошло с момента сооружения церкви Вознесения Господня. Месторасположение храма - ул. Свободы, в настоящее время между комплексом «Казармы» и торгово-развлекательным центром «Аура».

 

Ф.284. Оп.2. Д.71

         Большая кирпичная четырёхстолпная пятиглавая церковь в духе ярославского зодчества второй половины XVII века с южной и западной папертями. Построена в 1677-1682 годах. В алтаре придел Зосимы и Савватия (1706), в южной паперти – Скорбященский (1810). Отдельно стоящая трёхъярусная колокольня в духе позднего барокко построена в 1745 году. В 1918-м повреждена обстрелом, позже отремонтирована. Закрыта в 1929 г., купола и колокольня сломаны, использовалась как склад трамвайного парка. В 2007 году церковь возвращена верующим.

        В 1687 году проходило освящение построенного храма Федоровской иконы Божией Матери, построенного на общие средства прихожан. Образец памятника зрелого ярославского стиля.

 

Ф.284. Оп.2. Д.98

        Главное внимание в архитектуре Федоровской церкви уделено ее венчающим частям - высокое пучинистое пятиглавие, высота которого почти в полтора раза превышает высоту основного куба храма. Лаконично наружное убранство - широкий кирпичный пояс из  двенадцати рядов, на который опираются декоративные полукружия, завершающие стены. Храм был расписан в 1725 году Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.  В 1736 году к церкви была пристроена закрытая паперть с высоким крыльцом, а еще позже появился южный придел.

 

Ф.284. Оп.2. Д.100

          С 1987 года до освещения в 2010 году нового  Успенского собора  церковь являлась  кафедральным собором Ярославско-Ростовской епархии. 

        335 лет со времени окончания строительства «мирским строением» (1671-1687) церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Церковь Иоанна предтечи - памятник высшего расцвета ярославской архитектуры и сокровищница национальной культуры.

 

Ф.284. Оп.2. Д.81

        Храм Иоанна Предтечи - классическое создание ярославской архитектурной школы. Памятник симметричен как по плану, так и по объему. Основной куб высоко поднимается над землей, неся пять глав. Пределы такой же высоты завершаются пятью тесно посаженными главами. Приподнятость приделов до уровня главного объема и завершение пятиглавиями составляет характерную особенность церкви Иоанна Предтечи. Апсиды сделаны одной высоты, значительно ниже приделов, окна их украшены наличниками из фигурного кирпича, между апсидами - круглые колонны. Первоначально вся апсидная стена (впервые в Ярославле) была расписана «под бриллиантовый руст». Лекальный фигурный кирпич, изготавливаемый на местных заводах, впервые заменил тесаный. Узор из кирпичных деталей покрывает стены главного храма, галерей, крылец.

 

Ф.284. Оп.2. Д.84

        Формы и размеры кирпичных деталей варьируются от простого валика до крупных блоков.

 

Ф.284. Оп.2. Д.85

        В рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы деревянной резьбы. Красно-кирпичная поверхность стен оживляется многоцветными изразцами. На крыльцах и галереях изразцы занимают середину ширинок-кессонов. На стенах четверика и барабанах образуются вертикальные изразцовые дорожки, где они поставлены «на угол». Этот декоративный прием в Ярославле ранее не применялся. Рисунок изразцов представляет собой стилизованное изображение птиц, цветов - розеток, вазонов. Краски - синие, зеленые, желтые, белые гармонично сочетаются с красным фоном кирпичных стен.

 

Ф.284. Оп.2. Д.86 Ф.284. Оп.2. Д.88

          Стены храма не белились, швы затирались белой известью.

        В 1694-1695 годах интерьеры храма были расписаны артелью мастеров стенного писания во главе с известным ярославским знаменщиком Д. Г. Плехановым.

        Памятники зодчества - неотъемлемая часть столицы Золотого кольца. Прекрасные храмы ярославской архитектурной школы создают неповторимый облик города и  рассказывают ярославцам и  многочисленным гостям о страницах его отдаленной биографии.

    Список литературы библиотечного фонда МКУ «Муниципальный архив города Ярославля» использованной в выставке:

1. Жельвис В.И. Прогулки по Ярославлю : Путеводитель. – Ярославль : Верхняя Волга, 2001. – 192 с., ил.

2. Козлов, П. И.  и др. Ярославль : Путеводитель. – Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1980. – 208 с.

3. Козлов, П. И.  и др. Ярославль : Путеводитель по памятникам культуры. – Ярославль : Яр. кн. изд-во, 1956. – 207 с.

4. Мейерович М. Г. Ярославль : Путеводитель. – Ярославль : Яр. кн. изд-во, 1960. – 268 с.

МКУ "Муниципальный архив города Ярославля", 2013        Контактная информация и схема проезда
150052, г. Ярославль, ул. Елены Колесовой, 72
Телефон: (4852)
50-30-38,
E-mail archivyar@city-yar.ru